Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Официальный сайт МКОУ СОШ № 8 с. Дмитриевское Среда, 16.01.2019, 17:27
          
Приветствую Вас Гость | RSS  
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [665]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Методический семинар
22.11.2018, 17:14

Презентация опыта (скачать)

 

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

 

«Технология критического мышления как средство повышения мотивации учащихся на уроках математики в рамках внедрения ФГОС ООО»

 

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Математика объективно считается одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся.

Меня, как и каждого педагога, волнует проблема результативности моего труда. Стремление добиться высоких результатов в математической компетенции обучающихся подтолкнуло меня к творческим поискам в работе. Наблюдая за обучающимися, я пришла к выводу, что сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию, необходимо научить получать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления. Интерес к предмету может возникнуть в том случае, когда учитель создает условия для активного и творческого познания.

Анализируя новые требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, требования, предъявляемые к процессу обучения, и учитывая особенности математики, как учебной дисциплины, я сделала вывод, что необходимо применять такие педагогические технологии, которые позволят организовать учебный процесс так, чтобы обучающиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы, т.е. формировались познавательных УУД. Технология развития критического мышления как нельзя лучше подходит для решения таких задач.

Технология развития критического мышления способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока: вызова, осмысления и размышления.

  1. первый этап работы называется «стадия вызова» – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами, «создание мотива к обучению». На этой стадии у обучающегося возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Например, использование приёма Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» помогает собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить её и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Помогает сформулировать недостающие знания по данной теме и может использоваться на все этапах урока.
  2. вторая стадия называется «осмысление содержания» (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал;

- помочь соотнести старые знания с новыми.

Например, приём «Сводная таблица» - служит для построения линий сравнения и характеристики. Категории сравнения могут быть сформулированы в форме ключевых слов или рисуночном виде.

Приём «Концептуальная таблица» - сравнение двух и более математических объектов или вопросов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные свойства объектов, по которым происходит сравнение.

«Алгоритмическая таблица» - служит для построения алгоритма решения определенного класса задач и его реализация. Состоит из двух столбцов: алгоритм и реализация алгоритма.

  1. третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих обучающихся, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии:

- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,

- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Поскольку сама технология предполагает организацию процесса обучения в трехфазной структуре, то сначала я использовала отдельные приёмы на различных этапах урока, впоследствии, отработав эти приёмы, составляла карту урока только по данной технологии.

Наиболее важной является, на мой взгляд, стадия вызова, поскольку именно она определяет мотивацию на целый урок. Необходимо дать возможность обучающемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого учитель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Если предоставить возможность школьнику проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме, это создаст ему дополнительный стимул для формулировки его собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.

Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности обучающихся. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний обучающихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, не прояснённые моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из обучающихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.

Моя роль на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксировать и систематизировать информацию, полученную от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение обучающегося ценно». Нам, учителям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих школьников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления.

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома обучающимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учащихся возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Для данного этапа можно использовать ряд приемов, перечислю используемые мной:

• парная (групповая) мозговая атака;

• таблица «Знаю - хочу узнать - узнал»;

• плюс-минус-вопрос;

• верные и неверные утверждения;

• кластер.

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть школьник получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «толстые» и «тонкие» вопросы, «инсерт».

Я использую приём «толстые» и «тонкие» вопросы. Данный приём может осуществляться на любой фазе урока, он может быть применён для самостоятельной учебной и домашней работы. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Если я пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

На стадии рефлексии приём «Инсерт» может идти в парах, группах или индивидуально. Индивидуальная работа ценна, на мой взгляд, опять же тем, что обучающийся не испытывает влияние группы, а значит, получает возможность высказать своё отношение к теме, вопросу, какой-либо проблеме. На этапе рефлексии «работают» многие приёмы технологии критического мышления. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, исследований, дискуссий.

 

Результаты реализации опыта работы, критерии оценки.

Таким образом, сама технология и отдельные ее приемы позволяют в ходе урока значительно повысить мотивационную деятельность, а также развивать у обучающихся критическое мышление, сформировать познавательный интерес. В результате повышения мотивации у школьников вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту. У них появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль; обостряется любознательность, наблюдательность. Обучающиеся становятся более восприимчивы к опыту других: совместная работа выковывает единство, школьники учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного обучающегося, повысить самооценку.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращенак обучающемуся, к его индивидуальности.

Технология критического мышления соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не объём информации, а умение получать её и моделировать гражданскую позицию, самосознание; не приобретение умений как таковых, а способность пользоваться приобретённым в жизни, создавая новое.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Натали
Просмотров: 15 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Голосование
    Проголосуй за наш сайт

    АТК СК
    Антитеррористическая комиссия Ставропольского края

    Опрос
    Сталкивались ли вы с коррупцией в нашем ОУ
    Получено ответов: 76

    Обращения граждан
    По каким вопросам вы обращались в МКОУ СОШ № 8 ?
    Получено ответов: 474

    Опрос
    Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых образовательных услуг?

    Получено ответов: 318

    Опрос
    Удовлетворены ли вы качеством предоставляемых услуг дополнительного образования?

    Получено ответов: 283

    Официальный сайт МКОУ СОШ №8 © 2019